Город Ашкелон хранит
следы многих цивилизаций и многих религий.
Для интересующихся
древнейшими временами человеческой истории – это место, через которое проходили
люди, вышедшие из Африки, прежде чем заселить все континенты.
Раскопанное поселение здесь существовало более 8 тысяч лет назад – в эпоху докерамического неолита, когда охотники и собиратели стали переходить к оседлому образу жизни, осваивая ремесла, выращивание зерновых культур, скотоводство. По-видимому, жители древнего поселения возле Ашкелона занимались забоем скота и заготовкой мяса и рыбы, для засолки которых использовали соль из близлежащего моря.
Ашкелон бы одним из
самых древних городов «Плодородного полумесяца» – центром виноделия, городом
горшечников и кузнецов. Порт и форт на пересечении «дороги благовоний» и
«дороги специй».
К 2000 до н. э. Ашкелон
был уже большим городом, окруженным мощными стенами. Он привлекал людей не
только удачным географическим положением у моря, на пересечении дорог, ведущих
в Древний Египет и Сирию, но особой атмосферой трудолюбия, творчества и
стойкости.
Первое письменное
упоминание об Ашкелоне относится приблизительно к 2000 году до н. э. В районе
храма в Карнаке, Египет, найдены осколки кувшинов с названием Ашкелона. Кувшины
разбивались сразу после написания имени. Это был вид чёрной магии: имя врага
писалось на глиняном изделии, которое затем разбивалось. Считалось, что это
способно нанести ущерб неугодному лицу. Но египтяне с Ашкелоном не справились
ни проклятиями, ни карательными экспедициями.
Для интересующихся
древнейшей историей мореплавания – это самый древний порт в мире.
Для евреев Ашкелон
начинается с противостояния судьи-богатыря Самсона с язычниками филистимлянами.
Древний Ашкелон был одним из пяти главных городов филистимлян и служил не
только важным портом, но был и крупным культурным центром.
История Ашкелона неразрывно
связана с именем первого еврейского царя Шауля (Саула), его сына Ионатана и
других библейских персонажей. Великий псалмопевец и полководец царь Давид
положил конец правлению филистимлян и сделал Ашкелон вольным городом.
После падения Ассирии Ашкелон был завоеван Египтом, а в VI в. до н. э. разрушен Навуходоносором, царем Вавилонии с 605 или 604 по 562 г. до н. э. Город стоял в руинах 75 лет и был отстроен в 525 году до н. э. финикийцами. После завоевательного похода персидского царя Камбиза в Египет, Ашкелон являлся частью персидской империи.
После захвата города
Александром Македонским Ашкелон стал центром эллинской культуры. И оставался
таким даже после вхождения в царство Хасмонеев.
Для христиан Ашкелон –
это город, в котором было построено множество роскошных церквей в византийский
период.
Именно при христианах
Ашкелон стал туристической зоной. Среди туристических достопримечательностей
города во времена Византийской империи были колодцы, которые, согласно
традиции, были выкопаны во времена Авраама.
Евреи в те времена были
единственным меньшинством в городе, которому было разрешено соблюдать заповеди
его религии и иметь синагогу. От синагог остались фрагменты украшенной решетки
с рельефом меноры, шофара и этрога, а также надписи на иврите.
С мусульманским
завоеванием в седьмом веке нашей эры город приобрел большое значение в
мусульманской традиции, среди прочего, из-за веры в то, что в городе воскреснут
70 000 человек, которые будут освобождены от ответственности за свои земные
действия – грехи, совершенные при жизни...
В 1153 году
мусульманский город пал перед крестоносцами, которые видели в Ашкелоне один из
центральных морских пунктов в дороге на Иерусалим. Графство Яффа и Аскалон —
государство крестоносцев, которое было основано после окончания Первого
Крестового похода — имело очень важное стратегическое значение.
После захвата Иерусалима
крестоносцами в 1099 г. еврейская община в Ашкелоне помогла спастись многим
евреям, бежавшим из Иерусалима. Еврейская община Ашкелона ведала выкупом
пленных. Часть еврейского населения осталась в Ашкелоне и после завоевания
города крестоносцами.
Правление крестоносцев
продлилось недолго, и мусульмане во главе с мамлюкским султаном Бейбарсом
отвоевали его в 1270 году. Опасаясь, что крестоносцы найдут убежище в его
стенах, смогут снова восстановить город, крепость, мусульмане разрушили город.
По приказу Бейбарса был даже засыпан хорошо оборудованный порт, чтобы не дать
городу возможности возродиться в будущем.
На протяжении следующих
столетий город был заброшенным, а территория переходила из рук в руки. С начала
шестнадцатого столетия и до Первой мировой войны здесь властвовала Османская
империя, кроме короткого периода в 1799, когда город захватывал Наполеон. Во
времена Османской империи еврейской общины на территории Ашкелона не было.
В 1830 г. египетский губернатор Ибрагим-паша основал деревню Мадждал. В деревне поселились ткачи.
В декабре 1917 года,
когда Маджал был уже небольшим городом, его заняли войска бригады британского
генерала Эдмунда Алленби.
Мадждал – это «башня» на
арабском языке. К моменту Войны за независимость Израиля в 1948 году Мадждал
действительно представлял из себя укрепленную военную базу. Но под натиском
боевых частей молодого еврейского государства, в результате операции «Йоав»
(15-22 октября 1948 года) египетская оборона была сломлена. Арабы вынуждены
были эвакуироваться морским путем или бежать в Газу.
В марте 1949 г. на месте
деревни был основано сельскохозяйственное кооперативное поселение, которое
переросло в нынешний город Ашкелон. В 1955 г. в городе проживало более 16 тыс.
человек, в 1974 г. — 46,7 тыс., в 1983 г. — 52,9 тыс.; в основном это были
еврейские беженцы из арабских стран, репатрианты из Южной Африки, Южной
Америки, Великобритании и уроженцы страны. В 1990-е гг. в Ашкелоне поселилось
много новых репатриантов из бывшего Советского Союза.
Сегодня Ашкелон
превратился в цветущий город, который познает свою историю и строит завтрашний
день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий