пятница, 18 марта 2022 г.

История Ашкелона

Город Ашкелон хранит следы многих цивилизаций и многих религий.

Для интересующихся древнейшими временами человеческой истории – это место, через которое проходили люди, вышедшие из Африки, прежде чем заселить все континенты.


Раскопанное поселение здесь существовало более 8 тысяч лет назад – в эпоху докерамического неолита, когда охотники и собиратели стали переходить к оседлому образу жизни, осваивая ремесла, выращивание зерновых культур, скотоводство. По-видимому, жители древнего поселения возле Ашкелона занимались забоем скота и заготовкой мяса и рыбы, для засолки которых использовали соль из близлежащего моря.

Ашкелон бы одним из самых древних городов «Плодородного полумесяца» – центром виноделия, городом горшечников и кузнецов. Порт и форт на пересечении «дороги благовоний» и «дороги специй».



К 2000 до н. э. Ашкелон был уже большим городом, окруженным мощными стенами. Он привлекал людей не только удачным географическим положением у моря, на пересечении дорог, ведущих в Древний Египет и Сирию, но особой атмосферой трудолюбия, творчества и стойкости.

Первое письменное упоминание об Ашкелоне относится приблизительно к 2000 году до н. э. В районе храма в Карнаке, Египет, найдены осколки кувшинов с названием Ашкелона. Кувшины разбивались сразу после написания имени. Это был вид чёрной магии: имя врага писалось на глиняном изделии, которое затем разбивалось. Считалось, что это способно нанести ущерб неугодному лицу. Но египтяне с Ашкелоном не справились ни проклятиями, ни карательными экспедициями.

Для интересующихся древнейшей историей мореплавания – это самый древний порт в мире.



Для евреев Ашкелон начинается с противостояния судьи-богатыря Самсона с язычниками филистимлянами. Древний Ашкелон был одним из пяти главных городов филистимлян и служил не только важным портом, но был и крупным культурным центром.

История Ашкелона неразрывно связана с именем первого еврейского царя Шауля (Саула), его сына Ионатана и других библейских персонажей. Великий псалмопевец и полководец царь Давид положил конец правлению филистимлян и сделал Ашкелон вольным городом.

После падения Ассирии Ашкелон был завоеван Египтом, а в VI в. до н. э. разрушен Навуходоносором, царем Вавилонии с 605 или 604 по 562 г. до н. э. Город стоял в руинах 75 лет и был отстроен в 525 году до н. э. финикийцами. После завоевательного похода персидского царя Камбиза в Египет, Ашкелон являлся частью персидской империи. 

После захвата города Александром Македонским Ашкелон стал центром эллинской культуры. И оставался таким даже после вхождения в царство Хасмонеев.

Для христиан Ашкелон – это город, в котором было построено множество роскошных церквей в византийский период.

Именно при христианах Ашкелон стал туристической зоной. Среди туристических достопримечательностей города во времена Византийской империи были колодцы, которые, согласно традиции, были выкопаны во времена Авраама.

Евреи в те времена были единственным меньшинством в городе, которому было разрешено соблюдать заповеди его религии и иметь синагогу. От синагог остались фрагменты украшенной решетки с рельефом меноры, шофара и этрога, а также надписи на иврите.

С мусульманским завоеванием в седьмом веке нашей эры город приобрел большое значение в мусульманской традиции, среди прочего, из-за веры в то, что в городе воскреснут 70 000 человек, которые будут освобождены от ответственности за свои земные действия – грехи, совершенные при жизни...



В 1153 году мусульманский город пал перед крестоносцами, которые видели в Ашкелоне один из центральных морских пунктов в дороге на Иерусалим. Графство Яффа и Аскалон — государство крестоносцев, которое было основано после окончания Первого Крестового похода — имело очень важное стратегическое значение.

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 г. еврейская община в Ашкелоне помогла спастись многим евреям, бежавшим из Иерусалима. Еврейская община Ашкелона ведала выкупом пленных. Часть еврейского населения осталась в Ашкелоне и после завоевания города крестоносцами.


Правление крестоносцев продлилось недолго, и мусульмане во главе с мамлюкским султаном Бейбарсом отвоевали его в 1270 году. Опасаясь, что крестоносцы найдут убежище в его стенах, смогут снова восстановить город, крепость, мусульмане разрушили город. По приказу Бейбарса был даже засыпан хорошо оборудованный порт, чтобы не дать городу возможности возродиться в будущем.

На протяжении следующих столетий город был заброшенным, а территория переходила из рук в руки. С начала шестнадцатого столетия и до Первой мировой войны здесь властвовала Османская империя, кроме короткого периода в 1799, когда город захватывал Наполеон. Во времена Османской империи еврейской общины на территории Ашкелона не было.

В 1830 г. египетский губернатор Ибрагим-паша основал деревню Мадждал. В деревне поселились ткачи. 

В декабре 1917 года, когда Маджал был уже небольшим городом, его заняли войска бригады британского генерала Эдмунда Алленби.

Мадждал – это «башня» на арабском языке. К моменту Войны за независимость Израиля в 1948 году Мадждал действительно представлял из себя укрепленную военную базу. Но под натиском боевых частей молодого еврейского государства, в результате операции «Йоав» (15-22 октября 1948 года) египетская оборона была сломлена. Арабы вынуждены были эвакуироваться морским путем или бежать в Газу.


В марте 1949 г. на месте деревни был основано сельскохозяйственное кооперативное поселение, которое переросло в нынешний город Ашкелон. В 1955 г. в городе проживало более 16 тыс. человек, в 1974 г. — 46,7 тыс., в 1983 г. — 52,9 тыс.; в основном это были еврейские беженцы из арабских стран, репатрианты из Южной Африки, Южной Америки, Великобритании и уроженцы страны. В 1990-е гг. в Ашкелоне поселилось много новых репатриантов из бывшего Советского Союза.



Сегодня Ашкелон превратился в цветущий город, который познает свою историю и строит завтрашний день.


Комментариев нет:

Отправить комментарий